Меня много спрашивали, чем отличается обучение в школах в Испании от школ в России. И вот, пожалуй, я готова поделиться первыми впечатлениями.

Мои дети не успели поучиться в российской школе и я понятия не имею, как там все сейчас устроено, но даже до меня из общего информационного пространства долетают школьные истины вроде: “детей много, а учитель один”, “обязанность родителей – помогать делать домашние задания”. И я не могу удержаться от соблазна, чтобы не сравнить российские и испанские школы, исходя из этих заезженных фраз.

“Школа не может подстраиваться под разных учеников”

Обычно у нас это говорится родителям детей, которые не успевают в школе. Здесь же учительница еще в сентябре говорила мне, что все дети очень разного уровня и учителей не хватает, но что скоро все учителя приедут и все будет хорошо. Я улыбалась в ответ, но на самом деле ничего не понимала. Какие такие учителя? При чем тут разные уровни? Оказалось, что с детьми здесь занимаются по-разному.

Например, в Каринином классе даже  на одном уроке дети могут выполнять разные задания, кто-то посложнее, кто-то попроще. Если кому-то легко даются задания, то учительница выдает ему распечатки более сложного уровня. И наоборот, если тяжело, то легкие задания.

Так, после нового года к Карине в класс пришел русскоговорящий мальчик, который тоже еще не учился в школе и не знает испанского. Учительница посадила его на первый ряд перед собой и все время дает ему отдельные задания и еще умудряется ему что-то объяснять. Только по учебнику в одном темпе занимается только где-то половина класса, остальные занимаются по учебнику и по распечаткам.  Как учительнице удается это организовать, я понятия не имею. Это ж надо подготовить распечатки под каждого ученика, как-то им раздать, потом проверить.

Также у Карины в классе есть два мальчика, один плохо читает, другой плохо пишет. Несколько раз в неделю их забирает с урока  специальная учительница. Я так понимаю это какой-то коррекционный педагог.

Тех, кто не знает испанского языка, тоже забирают с занятий несколько раз в неделю на занятия испанским для новичков. Занятия ведет молодой парень, он постоянно смешит детей, что-то придумывает: то мультик они посмотрят, то книжку нарисуют, то устроят день русского языка. Он как-то сказал, что хочет выучить русский язык, и просил детей переводить ему слова. Я-то догадалась, что это был всего лишь педагогический ход, так он стимулировал детей выучить новый лексический материал, но они-то этого не поняли, зато повеселились и новые слова запомнили намертво.

Еще у всего класса как-то плохо идет английский язык. После нового года учительнице английского наняли помощницу. Прямо на уроке она ходит по классу и помогает детям, которые не понимают материал. Для вас это тоже звучит, как фантастика, как и для меня, да?

“В учебниках нет всех ответов, ребенок должен догадаться сам и найти ответ”

Этот пункт я постоянно слышу про российские школы, особенно в контексте учебников из программы Школа 2100. И никак его не могу понять. Ребенок читает учебники, чтобы что? Чтобы учиться. А зачем там задавать вопросы, которые в учебнике не рассмотрены? Какое такое эвристическое мышление мы должны развить у ребенка? Загадка.

Здесь учебники (по крайней мере нашей учебной программы) составлены таким образом, что все ответы так или иначе есть в этой или предыдущих главах. Это очень, знаете ли, удобно, при выполнении домашних заданий. Особенно когда ребенок спрашивает: “Мама, а как решить это?”, а ты в ответ: “В учебнике посмотри!!!”

“Обязанность родителей – учить уроки вместе с детьми”

Еще в самом начале Карининой учебы я как-то подошла к ее учительнице и, заламывая руки, трагичным голосом спросила: “Что же я еще могу сделать, чтобы помочь дочке хорошо учиться?” Ее ответ поразил меня до глубины моей тревожной материнской души: “Ничем. Это наша работа, оставьте это нам”. От этой фразы я была готова ее расцеловать, ведь я ненавижу делать уроки с Кариной. Конечно, мне все равно пришлось Карине помогать (об этом я пишу ЗДЕСЬ), но сейчас я всячески отлыниваю и чуть что отправляю ее в гугл-переводчик или просто в гугл. А сейчас, спустя полгода, вообще не помогаю, только проверяю уроки и подчеркиваю ошибки. Но сама новость о том, что я не обязана делать уроки с ребенком была освобождающей.

Родителей тут правда не дергают, совсем. А гербарии, рисунки и поделки она носит килограммами из школы домой, а не наоборот.

Праздниками, кстати, тоже не напрягают. На новый год и карнавал просили только купить дешевые маски или шапки в китайском магазине, а на 8 марта, просят принести белую футболку, которую они сами распишут в классе смываемыми красками. От этого я просто тащусь!

“Обязанность родителей – ходить на родительские собрания”

В испании это нисколько не обязанность. На них приходят меньше половины родителей. Собрания проводятся один раз за триместр и носят скорее информационный характер: какие новости в школе, какие будут экскурсии, на что стоит обратить внимание. Денег ни на что не собирают, кроме экскурсий (один раз в триместр). Детей не ругают. Про вашего ребенка на родительском собрании бесполезно спрашивать, потому что все равно публично ничего не скажут. Вы можете записаться на личную встречу с учителем, и там вам подробно расскажут, покажут тетрадки, поделки, оценки, но в моем случае мне опять наговорили приятностей и Карину не поругали. В общем вышла я оттуда с ощущением своей крутости как матери, хотя я перманентно пребываю в ощущении, что мама я на самом деле никакая )) Вот как им это удается, я вообще не понимаю!

И вот это ощущение, что вы нормальные родители, прослеживается во всем. Вы – нормальные, ребенок у вас – нормальный и даже хороший, и учится он тоже нормально (no pasa nada, все будет хорошо poco a poco). Правда в конце года может оказаться, что ребенка, такого хорошего и замечательного, оставляют на второй год. Но вы не переживайте, все у вас хорошо )

В этом месте принято ругать испанские школы в том, что они не учат, что нет дисциплины, что они не заставляют детей заниматься и никого не шугают местным аналогом ЕГЭ. Я со своей стороны вижу это как внимание к ребенку. Если ребенок показывает желание учиться, то с ним занимаются по полной, раскрывая его таланты. Если ребенок откровенно не тянет, то педагоги сделают все, чтобы он освоил программу, даже если придется оставить на второй год. А самое крутое в том, что они считают нормальным, что все дети разные и не вгоняют в невроз ни детей ни родителей. Вот это и есть главное отличие испанских школ.

Как вам такой подход? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок учился в испанской школе?

Читайте также Первые полгода в испанской школе

Как записать ребенка в испанскую школу